Публикации

Цены не размораживаются. О чём договорились нефтяники с правительством?

Не дожидаясь окончания срока действия договорённостей правительства с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо, вице-премьер Дмитрий Козак 26 марта встретился с их руководителями, чтобы эти договорённости продлить.

До конца полугодия

Как сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак, нефтяники на совещании у вице-премьера согласились продлить действие соглашения ещёна квартал — до конца 1-го полугодия нынешнего года. В обновлённом варианте соглашения, правда, могут быть снижены темпы увеличенияпоставок на внутренний рынок, однако насколько существенным будет снижение, решение пока не принято.

Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин охарактеризовал ситуацию в розничном сегменте топливного рынка страны как устойчивую. «Розничные АЗС имеют достаточный уровень маржинальной доходности. Он является более высоким, чем бывало в аналогичные периоды прошлых лет», — сказал он.

На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака чиновники не вели речь о так называемых независимых АЗС. Между тем доля рынка у них значительна, а в соглашении о сдерживании цен они не участвуют. Приобретая топливо у крупных вертикально-интегрированных компаний по «замороженной» цене, они продают его в розницу со своей наценкой, что и обеспечивает им «достаточный уровень маржинальной доходности», о которой говорил замглавы ФАС Голомолзин.

Эксперты «Петромаркета» в отличие от чиновников в своём исследовании уделили внимание этой проблеме. Они отметили, что убыточность производства автобензина соседствует на рынке с высокой маржинальностью независимых сетей АЗС, которые не присоединились к соглашениюо сдерживании цен на топливо.

Правительство будет вынуждено и дальше продлевать соглашение о заморозке цены, считает аналитик «Финама» Алексей Калачёв. «Правительство хочет продолжать контролировать рынок, боится выпустить его из-под контроля, — пояснил он. — Но других, более рыночных, механизмов разработано не было».

Работает ли новый механизм?

Напомним, что с 1 января этого года введён новый налоговый механизм — обратный акциз на нефть с демпфирующей надбавкой, которая, по замыслу его разработчиков, должна снизить влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок.

Однако нефтяники восприняли его скептически. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял, что система с отрицательным акцизом и демпфером негативно влияет на производство бензинов. «Экономика даёт сигналы нефтепереработчикам снижать объёмы производства товарных бензинов и увеличивать производство прямогонных бензинов. Мы этого не делаем, но сигналы такие видим, и их нужно учитывать для стабильности внутреннего рынка», — пояснял он свою позицию, упоминая при этом, что по дизельному топливу такой проблемы нет.

Глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов оценивал потери нефтяной отрасли от сдерживания цен на топливо и действия демпфера в 50 млрд руб. Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов говорил, что новый механизм сложный и запутанный, не всегда отвечающий реалиям рынка и что на долгосрочную перспективу его нужно пересматривать. Первый вице-президент «Роснефти» Павел Фёдоров подчёркивал, что демпферный акциз на нефть необходимо донастроить.

«Скорее всего, правительство решило продлить соглашения о заморозке цен на топливо, потому что опасается, что демпфирующий механизм не сработает так, как задумано, — предполагает аналитик АКРА Василий Танурков. — Цены на бензин зависят от рублевой цены нефти и остались бы на текущем уровне, даже если бы соглашения перестали действовать. Но если цена на нефть вырастет, а демпфер не сработает, то без соглашений цены на топливо неизбежно вырастут. Нефть может подорожать в начале мая, когда начнет действовать полный запрет США на закупку иранской нефти».

Какие корректировки?

Сейчас, по словам Александра Новака, приятно решение изменить один из элементов формулы демпфирующего механизма — базовую цену топлива. По бензину она снизится до 51 тыс. руб. за тонну, по дизтопливу — до 46 тыс. руб. за тонну.

Эксперты рынка считают предложенное изменение минимальным, которое вряд ли повлияет на эффективность механизма и изменит ситуацию в терпящей убытки нефтепереработке. А замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов предостерегает: «Если Минфин не пойдёт навстречу, создастся ситуация, при которой к маю могут сложиться неблагоприятные условия и оптовые цены окажутся настолько велики, что подтолкнут рост розничных цен. Потому что рост оптовых цен в первую очередь произойдёт за счёт роста спроса. А к лету будет расти спрос».

Кстати

По данным «Коммерсанта», встреча с нефтяниками прошла без участия представителей Минфина. А это ведомство не согласовало новые параметры демпфирующего механизма.

Почему убыточно производство?

«Новая система налогообложения нефтепереработки стала настолько сложной, что понять, как она работает, можно только ретроспективно, — считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. — До реформы в отрасли не было единого понимания, как налоговый манёвр повлияет на рентабельность нефтепереработки».

Анализ исследовательской группы «Петромаркет» показывает, что производство бензина в нашей стране сейчас убыточно. Все НПЗ, ориентированные на поставки своей продукции на внутренний рынок, генерируют отрицательную маржу переработки. Негативный эффект был усилен «демпфером», который вместо того, чтобы компенсировать переработчикам убыточность поставок на внутренний рынок, её только увеличивал. Анализ исследовательской группы «Петромаркета» показал: бензиновая составляющая демпфирующей надбавки в начале года оказалась отрицательной и производители были вынуждены «доплачивать» в бюджет за каждую тонну реализованного на рынке продукта. В январе их «доплаты» составили 3 600 руб./т, в феврале — 1 800 руб./т.

Президенту Российского топливного союза Евгению Аркуше об убыточности нефтепереработки в нынешних условиях, конечно, известно. «Да, у них (нефтекомпаний — Ред.) есть прямые убытки, когда они вынуждены доплачивать, держа низкие цены из-за высоких базовых цен отсечения, которые были раньше. Это, конечно, несправедливо и неправильно», — говорит он.

Чтобы АЗС имели хотя бы нулевую маржу, розничные цены придётся поднять более чем на 4 руб./л, или на 10% от текущего уровня, считают аналитики «Петромаркета». Если же регулятор заставит операторов АЗС придерживаться нынешнего уровня цен (что более вероятно), то чистая маржа розничной торговли окажется существенно отрицательной.

«В текущих обстоятельствах свобода экспорта автобензина и низкие цены на продукт — „две вещи несовместные“, — говорится в исследовании „Петромаркета“. — Решение проблемы лежит в корректировке формулы для расчёта бензинового „демпфера“. Его нужно перевести в положительную зону, а также обеспечить компенсацию производителям автобензина хотя бы половины дисконта в отпускной цене относительно экспортного нетбэка. В этом случае рост цен в опте, хоть и произойдёт, но куда более скромный. Это позволит продавать автобензин на АЗС хотя бы с минимальной прибылью даже при фиксации розничной цены на текущем уровне».

В Vygon Consulting подсчитали, что налоговый манёвр с начала года принёс нефтяникам 55 млрд руб. убытков. Эксперты этой компании добавляют, что убытки нефтекомпаний приведут в конечном итоге к снижению поступлений в бюджет страны.

Предложенная правительством формула компенсации в виде обратного акциза, по их мнению, оказалась неэффективной: в январе внутренние цены на бензин были ниже цены отсечения и (по формуле) производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб.

Комментарий

Рустам Танкаев, член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной платы России:

— Безусловно, это соглашение нанесло очень серьёзный удар по экономике нефтяных компаний. И особенно по тем, кто производит бензин.Как мы сейчас видим, ситуацию искусственно запутали. На самом деле, она очень и очень простая. С нового года были повышены 3 налога и 2тарифа — налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых — благодаря налоговому манёвру, и очень резко вырос акциз.

Кроме того, выросли тарифы на перевозку нефтепродуктов по железной дороге и на перекачку нефти по системе «Транснефти». Всё это вместе должно было вызвать рост цен на бензин примерно на 7 руб. за литр в среднем по стране. Но не вызвало, потому что цены были зафиксированы.

Откуда взялись деньги? Кто их заплатил? Заплатили их производители бензина. То есть фактически производство бензина стало убыточным в стране. Сейчас оно приносит убытки, и эта ситуация продолжаться долго не может.

Думаю, то, что сделано, было сделано совершенно неправильно. Этот демпирующий механизм, который запутан какими-то дикими формулами, он просто не нужен. Если вы отбираете налоги в виде акциза, то зачем их возвращать? Вы уж лучше их тогда просто не отбирайте. Если мы хотели добиться экономического роста в стране, то разумно было бы просто полностью отказаться от акциза. Акциз — это маленькие деньги для бюджета. В той ситуации, в которой мы сейчас находимся, когда бюджет профицитен, акциз, дающий всего-то 300 млрд руб. в бюджет при профиците свыше 2 трлн руб., можно было бы отменить. И это дало бы серьёзный импульс к развитию экономики и способствовало бы смягчению социальной ситуации внутри России.

Источник

Похожие статьи

↓