Время осознания. Какой коуч нужен современному предпринимателю
Ценность коуча в том, что он заставляет видеть ситуацию под новым углом.
Мы живем в VUCA-мире, который требует высокой стрессоустойчивости, особенно — в бизнесе, уверена Марина Спиранде, — лайфкоуч, нейролингвист, валеолог, психолог, спортивный нутрициолог, бизнес-тренер, лектор и преподаватель со стажем более 15 лет.
Принцип калейдоскопа
Наталья Косякова, АиФ.ru: Марина, то, что коучинг в бизнесе востребован, доказывать не надо. Поставлю вопрос по-иному: может ли сегодня бизнес без него обойтись?
Марина Спиранде: Ещё совсем недавно самым популярным способом совершенствования в бизнесе были тренинги, т.е. обучение и получение каких-то компетенций и навыков в основном управленцами среднего звена и рядовым персоналом. Руководство этим способом пользовалось реже. Сейчас — эра коучинга, т.е. время не обучения, а осознания, осознанности. И этот метод в первую очередь — для первых лиц компаний. Он даже не расширяет, а, если можно так выразиться, «расшаривает» сознание, очищает его от стереотипов и навязанных ограничивающих убеждений, т.е. позволяет смотреть на одну и ту же ситуацию под разными углами, видеть её более объёмно.
Человека, поработавшего с коучем, не надо учить, какое решение будет правильным в какой-то ситуации — у него уже повышена ресурсность в быстром и гибком реагировании и в выборе лучшего решения не из двух вариантов, а из множества.
Дело в том, что мы оказались в условиях VUCA-мира: нестабильного (volatility), неопределённого (uncertainty), сложного (complexity), неоднозначного (ambiguity). Всё стремительно меняется, все непредсказуемо, невозможно долгосрочное планирование и полная опора на расчёты, сделанные на основании прошлого опыта. Вот здесь и побеждают высокострессоустойчивые люди за счёт своего гибкого мышления и умения складывать новую ситуацию, как цветные камешки в детском калейдоскопе, умело и легко. Для держателя серьёзных бизнес-процессов эти умения на сегодня — жизненная необходимость.
Кто первый?
— Какой бизнес сейчас больше всего нуждается в коучинге?
— Малый, как потребитель этой услуги, ещё только формируется. У крупного, особенно у производственных компаний — своя инерция, отчего он чувствует себя более стабильно. Крупные компании приглашают коучей не для топов, а для мидл-менеджмента, более высокие руководители принимают участие в таких занятиях единично.
Самые высокие запросы у широко представленного на рынке среднего, приближающегося к крупному бизнеса, с серьёзными амбициями и резервами. Это, конечно, потребительский рынок товаров и услуг, в первую очередь. Поскольку изменение экономической ситуации сказывается на приоритетах и покупательной способности населения, то быть актуальным, быть востребованным, продавать столько же и больше — мегазадача.
Следом идёт банковский сектор, консалтинговые и IT-компании, но здесь, скорее, востребованы вопросы управления стрессом, а также развития каких-то новых аспектов клиентоориентированности. Кроме того, растёт спрос на рынке красоты и здоровья.
— Существуют ли штатные коучи?
— Понятие коучинга существует лишь в условиях внешнего консультирования. Принятый на работу коуч постепенно потеряет свое многомерное видение, откалибруется под корпоративные понятия, стандарты и сценарии и будет играть в принятые в компании «коммуникативные игры». Это естественный процесс для поведения людей. И эти изменения лишат коуча его важнейших компетенций, превратив в корпоративного тренера. А реальная ценность коуча как раз в том, чтобы научить людей видеть под иным углом. Он заходит в компанию, имея опыт решения разных кейсов в разных видах бизнеса с разными структурами и разным набором рисков и возможностей.
Как выдержать?
— При такой турбулентности мира как вы можете оценить психологическое состояние современных наёмных работников? И как оно влияет на работу компании?
— Эта тема сегодня — мировой тренд. Исследования в области нейрофизиологии показывают, что при длительном стрессе мы теряем способность объективно воспринимать и реагировать — рассогласуется работа левого и правого полушария — наших чувств и логики, начинают расти раздражительность, агрессия, трудно концентрировать и удерживать внимание, расставлять приоритеты, выбор делается быстрее, но менее осознанно, нарушается сон и причинно-следственное мышление, возрастает тяга к разным видам нездорового образа жизни. Исследователи выяснили, что бо′льшая часть обращений наёмных работников к докторам связана с вредными привычками и психосоматикой, когда тело реагирует на подавленные эмоции. И если в компании прогрессивный менеджмент, есть системная работа управления стрессами, проходят Дни здоровья с интегративным подходом, это измеримо повышает ее привлекательность на рынке труда, эффективность выполнения задач, лояльность и вовлеченность персонала, уменьшает затраты на болезни, увольнения и конфликты сотрудников. В результате выигрывают все — и работодатель, и люди, и страховые компании. Запрос бизнесменов на управление интегративным здоровьем и стресс-менеджмент, как бизнес-ресурс, стал на столько очевиден, что в прошлом году запустил специальные программы обучения в бизнес-школе Сколково.
— Легче или труднее сохранять силы в информационном обществе?
— Ответ на ваш вопрос, думаю, очевиден, хотя это большая непростая тема.
Сегодняшняя доступность любой информации — это свобода и удобство. Но за них мы платим определённым уровнем стресса нервной системы и перегрузкой мозга. Получается, что информационный вихрь больше изнашивает, чем помогает из-за нашего неумения его регулировать себе во благо.
Сейчас появились кафе и отели, где введён запрет на использование гаджетов. Такой инфо-детокс люди переживают невротически, но идут на это, потому что благодаря такому формату чувствуют внутреннее расслабление, происходит восстановление их физических и психоэмоциональных ресурсов.